Золотой стандарт, монометаллическая денежная система,
существовавшая во многих странах на определённом этапе
развития капитализма, при которой только золото выступало
всеобщим эквивалентом и непосредственной основой денежного
обращения. Наиболее совершенной, классической формой
Золотого стандарта был золотомонетный стандарт, при котором
денежная единица страны имела определённое, установленное
законом и неизменное золотое содержание (золотой паритет), а
"цена" золота в денежных знаках соответствовала этому
паритету. Золотые монеты находились в обращении и имели
неограниченную силу законного платёжного средства.
Центральные эмиссионные банки были обязаны обменивать
банкноты и другие денежные знаки (бумажные деньги, монеты из
неполноценных металлов) на золото по номиналу. Допускалась
свободная чеканка монет из золота, принадлежащего частным
лицам, за небольшую плату или безвозмездно, а также
переплавка золотых монет в слитки.
Был разрешен свободный
вывоз и ввоз золота в любом виде и не существовало никаких
валютных ограничений. Золотой стандарт впервые был введён в
Великобритании (юридически в конце 18 века, фактически с
1821).
Во Франции, Германии, России, Италии, Японии, США и в других
капиталистических странах введение Золотого стандарта было
завершено в последней четверти 19 века. Денежные системы
отдельных стран превратились в единую относительно
устойчивую мировую валютную систему. Это в значительной мере
содействовало развитию капиталистического мирового
хозяйства, росту промышленного производства, внутреннего
товарооборота и международной торговли, расширению и
укреплению кредитной системы.
Золотомонетный стандарт потерпел крах с началом общего
кризиса капитализма, когда вспыхнула 1-я мировая война
(1914—1918). Он был заменен бумажноденежным обращением.
После 1-й мировой войны, в (1924—1928) была сделана попытка
восстановления Золотого стандарта, но не в прежнем виде, а в
форме золотослиткового и золотодевизного стандарта.
Обращение золотых монет не могло быть восстановлено из-за
недостатка золотых резервов и неравномерного их
распределения между странами. Крупные суммы банкнот
обменивались на золотые слитки массой в 12—14 кг (в
Великобритании и Франции) или на иностранную валюту,
обмениваемую, в свою очередь, на золотые слитки (в Германии,
Бельгии и др.). Золото было полностью вытеснено из
внутреннего обращения во всех странах, кроме США, где оно
продержалось до 1933 года. Обмен банкнот на слитки
производился, как правило, только в случае необходимости
погашения дефицита платёжного баланса путём вывоза золота.
Однако и эти видоизменённые формы Золотого стандарта
продержались недолго. Полный крах их был вызван мировым
экономическим кризисом (1929—1933) в результате которого во
всех капиталистических странах, в том числе и в США,
установилось бумажноденежное обращение с присущими ему
явлениями инфляции, ростом товарных цен, резкими колебаниями
валютных курсов и т.п. В 1931 был отменен Золотой стандарт в
Великобритании и Японии, в 1933 — в США, в 1935 — в Бельгии
и Италии, в 1936 — во Франции, Швейцарии и Нидерландах.
Международную валютную систему, возникшую после 2-й мировой
войны 1939—1945, иногда также называют золотодевизным
стандартом, потому что, согласно требованиям этой системы,
оформившейся на Бреттонвудской международной финансовой
конференции 1944 года, страны должны иметь резервы в золоте
и девизах (в основном в долларах США) для покрытия дефицитов
платёжных балансов. Однако, между довоенной и современной
формами золотодевизного стандарта, имеется существенное
различие: после 2-й мировой войны внутреннее обращение в
капиталистических странах остаётся полностью на
бумажноденежной основе, а предоставленное иностранным
держателям национальной валюты право обмена её на доллары и
через доллары на золотые слитки стало практически
неосуществимым после того, как США в связи со снижением их
золотого запаса фактически воздерживались от обмена бумажных
долларов на золото даже правительствам и центральным банкам
других стран, а с 15 августа 1971 официально прекратили
такой обмен.
Институт современного искусства
– ВУЗ творческий. На рынке
образовательных услуг он уже 20
лет. За эти годы Институт крепко встал на ноги и заявил о
себе во весь голос. Тысячи его выпускников, дипломированных
специалистов, успешно работают в театрах, кино, на
телевиденье и радио, рекламных и дизайнерских компаниях,
федеральных и столичных СМИ.
- Какие причины заставили Институт и Вас лично заниматься антинаркотической темой?
- Этих причин, как минимум, три. Первая, молодые люди –
очень уязвимая часть нашего общества; вторая, наши студенты
– это люди искусства; и третья, заключается в том, что
многие наши выпускники – уже реально существующие звезды
эстрады, и нам не безразлично, какой образ они несут на
сцену, ведь им поклоняется и подражает молодежь.
Мы даем путевку в жизнь художникам, актерам, музыкантам
эстрады, режиссерам театрализованных праздников. Творческие
люди наиболее уязвимая часть общества особенно в периоды
кризисов. Список погибших от наркотиков в творческой среде
стал таким длинным, что кумиры молодежи, зарубежные
популярные актеры первые уже в 60-е годы открыто заявили
«Наркотикам – нет»..